Работа с одарёнными детьми

“Творческий ребенок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его
общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности»

Н.Н.Поддьяков

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, само-совершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей мы в нашем детском саду направляем усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

В настоящее время в нашем детском саду сложилась определенная система работы по поддержке и развитию одаренных дошкольников, ведется поиск новых идей и решений.

В основе образовательной деятельности ТМК ДОУ «Хатангский детский сад комбинированного вида «Снежинка» лежит комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и ряд парциальных программ:» «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркина Р.Б., и др., которые обеспечивает современным детям обогащенное гармоничное развитие.

В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, использующие в своей работе современные инновационные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие.

Всем детям в дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей.

В каждой группе за последние годы создана современная развивающая среда, развивающие пособия, игрушки, отвечающие возрастным особенностям детей.

Для детей с интеллектуальным и академическим типом одарённости в группах создана специальная развивающая среда: уголки природы, уголки экспериментирования, книжные уголки, музыкальные зоны. Ребята учатся удивляться простым вещам, познавать суть явлений, учатся находить логические связи и создавать новое.

Обучающиеся нашего сада принимают активное участие в конкурсе чтецов, сельского и муниципального уровня, в музыкальных певческих и танцевальных конкурсах.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают и такие воспитанники, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. Для ребят творческих в детском саду имеется оборудованный музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами, мультимедийное оборудование, микрофон и др.

Телесно-кинестетический интеллект – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве развиваются у наших ребят и на занятиях физкультурой, во время спортивных соревнований и досугов. Спортивный зал оснащён всем необходимым оборудованием. В тёплое время года проводится огромное количество спортивных, народных игр на улице. Очень много спортивных соревнований проводятся на детской загородной даче в поселке Комарово. Соревнования, тренировки и спортивные праздники проводятся под чутким руководством инструктора по физической культуре.

Еще один тип одаренности, который педагогу сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими в игре. Умение организовать игру и брать на себя главную роль. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Задача педагогов детского сада не сломать хрупкие росточки лидерства в детях, а помочь развить этот дар. Эта проблема решается в повседневных моментах жизни ребёнка в детском саду, во время игры.

Игра – ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении. Игра в её качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: режиссерская — образная — сюжетно-ролевая игра с правилами. Посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок учиться воспроизводить и отражать в сюжете взаимоотношения людей. Предварительно планируя ход игры, обсудив со сверстниками сюжетную линию.

Для детей трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр — атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями.

В старших и подготовительных группах с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Интернет кафе», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Путешествие», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества.

Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на наш взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показывает, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Такие родители, желая обеспечить идеальные условия для развития своего ребенка, записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями дошкольника.

Развитию же одаренности детей, как показывает наша практика и многолетние наблюдения, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь, на наш взгляд, для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Педагоги детского сада через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, досуги, оказывают им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей.

Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня. Талант — присущие от рождения определённые способности, и мы стараемся раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России!

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie